Арт-клуб WiseArt

Философия: дисциплина удивления

Как подступиться к философии? Говорят, что философия начинается с удивления. Это красиво, но не очень ясно.
Начало 10 октября
5 занятий в гибридном формате
По вторникам
с 19:00 до 21:00
1 раз в 2 недели
Уютное место в центре Москвы

Что объединяет все виды искусства, пронизывает все эпохи и помогает найти ключ к пониманию любого явления? Конечно, философия. Мировоззрение общества определяет все его проявления вовне, служат основой культуры и науки, политики и повседневной жизни.

Как подступиться к философии? Говорят, что философия начинается с удивления. Это красиво, но не очень ясно.

В нашем вводном курсе мы раскроем этот тезис через разные философские дисциплины — онтологию, гносеологию, эстетику, метафизику, — с тем, чтобы обнаружить это ядро удивления в каждом философском жесте. В ходе наших встреч мы познакомимся с разными направлениями в философии, рассмотрим их предметы, историю формирования от древности и до наших дней, разберемся в основных течениях и трендах классической и современной философии.⁣⁣⠀

Программа курса
Курс состоит из 5 занятий в гибридном формате.
  • 1
    Введение: что такое философия?⁣⁣
    Платон: миф о пещере. Зачем быть философом? Первый философ: Фалес Милетский. Язычество и философия. Грамматическая основа всех философских высказываний. Краткая история развития философских вопросов и дисциплин.⁣⁣⠀
    ⁣⁣⠀
    На первой встрече мы поговорим о важнейшем проклятом вопросе нашего курса – «что такое философия»? Кто был первым философом и чем его мысль похожа или непохожа на то, что вообще зовется философией? Как любовь связана с познанием? Что считать мудростью? Почему Платон считал философию освобождением от пут? Мы познакомимся с первой философской фразой в истории, погрузимся в ее контекст (Греция, VI в. до н.э.), поговорим о связи философии и язычества, из которого она возникла, а также о тех перспективах, которые неизбежно повлекла за собой первая философская мысль. Из одной единственной фразы мы выведем необходимость всех тех философских дисциплин, о которых будем говорить на следующих встречах: онтология, гносеология, эстетика, этика, философия языка и метафизика.⁣⁣
  • 2
    Онтология: философия вещей.⁣⁣
    Первые понятия о смысле вещи: ранние греческие философы. Материализм: от греков и до наших дней. Современная объектно-ориентированная онтология. Онтология Аристотеля и философия времени. Проблема Ума Перводвигателя.⁣⁣⠀
    ⁣⁣⠀
    Аристотель утверждал, что познание начинается с удивления. Удивления перед чем? Для начала просто перед тем, что нас окружает, перед тем, что есть. Именно «то, что есть» является предметом базовой философской дисциплины – онтологии.⁣⁣⠀
    Что такое вещь? Мы рассмотрим, как на этот вопрос отвечали ранние греческие философы, так называемые физиологи. Почему Маркс считал их материалистами и чем они отличаются от современных материалистов? Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет? – Иными словами, обладают ли вещи свободой от нашего восприятия? Мы узнаем, что на это счет думал Иммануил Кант и как его мысль превратилась в самую актуальную современную философию – Объектно-Ориентированную Онтологию, а также с помощью Аристотеля и философии времени увидим, чего этой онтологии не хватает.⁣⁣
  • 3
    Гносеология: философия идей.⁣⁣
    Иммануил Кант и проблемы познания. Платон: мир идей. Философское понятие субъекта и объекта. Отношения между ними как отношения господина и раба. Различные стратегии преодоления логики подчинения. Философия диалога.⁣⁣⠀
    ⁣⁣⠀
    Иммануил Кант описал проблемы, которые человеческий рассудок неспособен решить. Чтобы обойти эти преграды познания, он сфокусировался на исследовании самого человеческого разума, встав на путь философии идеализма. Что это значит? Еще Платон обозначил важнейшую черту нашего познания: в чувствах нам дано многое (вещи), а мыслим мы единичное (идеи). Но что такое идея? Мы проследим за тем, как философы от Платона до Канта воспринимают этот термин и как на его основе формируется философская дисциплина о познании – гносеология. Вместе с Рене Декартом введем различие понятий объекта и субъекта познания, а также обоснуем необходимость появления этики для описания их отношений. В конце встречи поговорим о том, как исследование познания приводит к понятиям садизма, мазохизма и логики подчинения, а также о возможности обнаружения гармонии в философии диалога.
  • 4
    Философия языка: слова, предложения, структуры.⁣⁣
    Структура предложения и структура мысли. Мартин Хайдеггер: Язык — дом Бытия. Отношения философии и поэзии. Аналитическая философия и попытка построения идеального языка. Философия прагматизма.⁣⁣⠀
    ⁣⁣⠀
    Исследования вещей и способов их познания (онтология и гносеология) приводят к распаду мира на объекты и субъекты. Но мыслим ли мы их без дополнительных инструментов? Философы XX века обнаруживают, что человек неспособен ни мыслить, ни даже чувствовать без языка. Мартин Хайдеггер и вовсе выдвинет тезис: «Язык – дом Бытия», что почти сотрет разницу между философией и поэзией. В ходе четвертой встречи мы рассмотрим, как сформировался этот радикальный тезис, а также увидим, каким образом языковые структуры сами по себе позволяют описывать мир. Поговорим о двух подходах к философии языка – холистическом, граничащим с поэзией, и аналитическом – основном подходе современной западной философии, а далее свяжем современную аналитику с философией прагматизма и уже знакомой нам объектно-ориентированной онтологией.
  • 5
    Что такое метафизика?⁣⁣
    Метафизика как первая философия. Проблема Бытия и сущего. Философия Небытия: по ту сторону сущего. Ничто как основание мира. Мир как целое. Русский космизм: философия как чувство мира.⁣⁣⠀
    ⁣⁣⠀
    На последней встрече курса мы поговорим о сердцевине философского знания – метафизике. Почему термин, появившийся почти случайно, стал центральным в мировой традиции философии? Как средневековая философия ввела разницу между Бытием и бытием сущего и почему с ее точки зрения Бога не существует? ⁣⁣⠀
    ⁣⁣⠀
    Мы рассмотрим метафизическую интуицию «теории всего» от Аристотеля через Средние века и до Лейбница с тем, чтобы приблизиться к главной задаче философии вообще – воспитании чувства космоса, то есть ощутимого порядка мироздания. В конце лекции поговорим об уникальном и одновременно логичном продолжении традиции европейской метафизики – философии русского космизма.

Сергей Кругликов, преподаватель

Кандидат наук
Наш преподаватель — кандидат наук и харизматичный оратор Сергей Кругликов, специалист в субъективности и философии времени, автор диссертации "Темпоральные формы субъективности", главные герои которой — Сёрен Кьеркегор, Рене Жирар и Джорджио Агамбен. В условиях пандемии Сергей начал успешный проект о визуальной культуре "Таким Образом", наглядно демонстрирующий продуктивность философского анализа произведений искусства. Также вотребованным оказался научно-исследовательский подход к эзотерическим символам и сюжетам в визуальной культуре. Затем от живописи он перешел к исследованиям русской литературы, что вылилось в целый ряд курсов и лекций о Данте, Пушкине, Достоевском, Островском, Маяковском.

Стоимость курса

Выберите наиболее комфортный для Вас тариф на наш курс
Разовое занятие
2 500 руб.
  • Одно занятие
  • Стоимость 2 500 руб. за занятие
  • Вы можете забронировать себе место в группе, оплатив первое занятие, и до дня второй лекции у Вас будет возможность доплатить 8250 за абонемент (2500 будут засчитаны в стоимость абонемента).
Записаться
Абонемент
10 750 руб.
  • 5 занятий в гибридном формате
  • Стоимость 2150 руб. за занятие
Записаться
Абонемент в рассрочку
5375 + 5375 руб.
  • 5375 руб. до 1 занятия и 5375 руб. до 3 занятия
  • 5 занятий в гибридном формате
  • Стоимость 2150 руб. за занятие
Записаться