5 марта - день Торжества православия. А ещё, можно сказать, профессиональный праздник искусствоведов, так как это самое торжество напрямую связано с победой в спорах о живописи.⠀⠀
Под влиянием последователей ислама, а также опираясь на ветхозаветное предостережение от поклонения изображениям, в VIII столетии византийские императоры запретили почитание икон, других реликвий, мощей святых. ⠀⠀
Ожесточённые споры, соборы, анафематствовавшие противников, и вооружённые гонения продолжались в общей сложности около полутора веков и закончились в 842 году победой иконопочитателей. ⠀⠀
В следующем же году при императрице Ирине было установлено праздновать победу веры с воздвижением святых икон и торжественными крестными ходами. ⠀⠀⠀
Основным доводом защитников почитания священных изображений было воплощение Сына Божиего, второго Лица Святой Троицы в зримом человеческом образе. Именно поэтому мы можем изображать Его, невидимого, необъятного и непостижимого.⠀
Почему же отстоять возможность рисовать(!) была так важна для людей 9 века?⠀⠀
В Византии, Древней Руси (а отчасти и в Западной Европе периода романики), как и в древнем мире изобразительное искусство было «богословием в красках». То есть не просто иллюстрацией, но способом связи с иным миром, с миром идей, миром метафизическим.⠀
Поэтому икона, возможность которой быть так страстно защищали византийцы – не подобие земной реальности, не изображение тела (гробницы души, согласно аргументам иконоборцев), икона – это видимое воплощение невидимого мира, отображение полноценной личности, в которой душа выражает себя посредством телесного, зримого образа (а соответственно и тело не считается темницей и обременением души, оно служит материальным отражением, храмом духа).
Сегодня воспоминание очень важного события не только для православных, но и вообще для мировой культуры: поверни тогда история в другую сторону — и вся картина (по крайней мере европейского) искусства была бы иной