Блог

О выставке "Фальконье. Архитектура света" в МУАР

Выставки Почитать
Фальконье — это почти съедобное эстетическое удовольствие, если так можно выразиться. Выразиться нельзя, но чувства на выставке в Музее архитектуры возникают именно такие.⁣⁣⠀

На 1 этаже флигеля Руина (который сам по себе феномен, если не были, надо бежать и смотреть) все выставленные подлинные стеклянные «кирпичи» фальконье так неодолимо хочется если не лизнуть, то по крайней мере потрогать, что попадая на 2 этаж, все облепляют тактильные стенды и стены и уже не отлипают. По крайней мере мы с группой отлипнуть не могли долго.

⁣⁣История этого волшебства света в архитектуре начинается в конце 19 века, когда изобретатель Гюстав Фальконье запатентовал технологию выдувания стеклянных блоков в форме. Сначала стены из стекла появлялись в теплицах, конюшнях (!) и прочих подсобных постройках.

Но уже скоро хрупкие своды и стены украсили особняки и общественные здания. Моя мечта теперь — увидеть ратушу в Цюрихе и редкий сохранившийся свод из фальконье в посольстве Индии в Москве. Правда, для защиты от повреждений его довольно быстро закрыли защитной крышей из металла и напросвет волшебный свод уже не увидишь.⁣⁣

В России, кстати, кирпичи фальконье появились довольно быстро — и с официально купленным патентом, и чуть изменённые без патента, как у Нечаева-Мальцова в Гусе Хрустальном.

После смерти Фальконье в 1913 году его потомки не стали подтверждать патент и постепенно архитектура света ушла в прошлое.⁣⁣

Но специально к выставке в МУАР группа отчаянных энтузиастов из Петербурга под руководством сотрудниц музея воссоздали технологию! Но теперь фальконье производят из переработанного цветного стекла, причём не всякое выдерживает переплавку. На голубое, например, годятся только бутылки определённого сорта вина, которое весь Музей архитектуры теперь пьёт по праздникам в благих целях))⁣⁣

Заказы к энтузиастам уже начали активно поступать, так что надежды на возрождение фальконье есть)⁣⁣

А на выставку идите обязательно любоваться сгущённым светом, трогать застывший воздух, осязаемые солнечные лучи, слушать их цветное звучание и влюбляться в хрупкую красоту