Блог

О курсе краткой истории философии. Часть 3

Почитать
Вот скажите мне, друзья, вы верите, что в этом мире всегда надо выбирать: быть умной или красивой, честной или богатой, счастливой или … (подставьте любое прилагательное)?

Я прожила не так уж мало лет, но по-прежнему верю (или скорее так: поэтому знаю): можно не выбирать. Можно разрешить себе жить и не ставить внутренние преграды. Но это не значит позволять себе всё, в том числе пренебрежение или злобу по отношению к кому бы то ни было. Это значит выбирать совесть, честность и счастье.

А противопоставления «серьёзные занятия» — «красота» или «лекции о высоком» — «шмотки» это дело ленивых умов и следствие серьёзных внутренних ограничений. Да, я уверена: можно быть стильной и заниматься квантовой физикой. Или быть стилистом и читать Кьеркегора и Декарта.

Поэтому в нашем арт-клубе есть и вечеринки цикла Дамское счастье, и лекции по философии.

К изучению философии мы с вами скоро как раз и приступим. Смотрите, какая огненная нас ждёт программа и записывайтесь скорее. (https://wiseart.club/courses/filosofiya-2023)

Итак, лекция 3. Гносеология: философия идей.

Иммануил Кант и проблемы познания. Платон: мир идей. Философское понятие субъекта и объекта. Отношения между ними как отношения господина и раба. Различные стратегии преодоления логики подчинения. Философия диалога.

Иммануил Кант описал проблемы, которые человеческий рассудок неспособен решить. Чтобы обойти эти преграды познания, он сфокусировался на исследовании самого человеческого разума, встав на путь философии идеализма. Что это значит? Еще Платон обозначил важнейшую черту нашего познания: в чувствах нам дано многое (вещи), а мыслим мы единичное (идеи). Но что такое идея? Мы проследим за тем, как философы от Платона до Канта воспринимают этот термин и как на его основе формируется философская дисциплина о познании – гносеология. Вместе с Рене Декартом введем различие понятий объекта и субъекта познания, а также обоснуем необходимость появления этики для описания их отношений. В конце встречи поговорим о том, как исследование познания приводит к понятиям садизма, мазохизма и логики подчинения, а также о возможности обнаружения гармонии в философии диалога.