Блог

О курсе краткой истории философии. Часть 4

Почитать
Язык — великий инструмент и великая загадка.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Я снова перечитываю и обдумываю слова одного из главных наших исследователей языка — Дмитрия Сергеевича Лихачёва:⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
«Мы страна без обращения к другому. Вот что я слышал от одного эмигранта, приезжавшего в Россию: «Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдём...», «Ну, сейчас будем обедать...» Постоянное «ну», привычка обращаться с понуканием вошла в язык. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Общая деградация нас как нации сказалась НА ЯЗЫКЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО. Без умения обратиться друг к другу мы теряем себя как народ. Как жить без умения назвать? Вообще заметить какое-нибудь явление – это дать ему имя, создать термин, поэтому в средние века наука занималась главным образом называнием, созданием терминологии. Называние уже было познанием. Когда открывали остров, ему давали название, и только тогда это было географическим открытием. Без называния открытия не было»⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Эти слова отзываются болью потери, но и искрой надежды, ведь если мы будем изучать, обдумывать и использовать язык во всём его богатстве, на место деградации, о которой пишет Д. С., придёт новое восхождение.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Именно о языке и философии языка мы будем говорить на 4 встрече курса «Философия: дисциплина удивления». Все условия на сайте. (https://wiseart.club/courses/filosofiya-2023) А здесь — подробнее о теме языка⤵️⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Лекция 4. Философия языка: слова, предложения, структуры.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Структура предложения и структура мысли. Мартин Хайдеггер: Язык — дом Бытия. Отношения философии и поэзии. Аналитическая философия и попытка построения идеального языкаб. Философия прагматизма.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Исследования вещей и способов их познания (онтология и гносеология) приводят к распаду мира на объекты и субъекты. Но мыслим ли мы их без дополнительных инструментов? ⁣⁣⠀
Философы XX века обнаруживают, что человек неспособен ни мыслить, ни даже чувствовать без языка. Мартин Хайдеггер и вовсе выдвинет тезис: «Язык – дом Бытия», что почти сотрет разницу между философией и поэзией. ⁣⁣⠀
⁣⁣
В ходе четвертой встречи мы рассмотрим, как сформировался этот радикальный тезис, а также увидим, каким образом языковые структуры сами по себе позволяют описывать мир. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Поговорим о двух подходах к философии языка – холистическом, граничащим с поэзией, и аналитическом – основном подходе современной западной философии, а далее свяжем современную аналитику с философией прагматизма и уже знакомой нам объектно-ориентированной онтологией.