Почему я стала византинистом и почему так люблю преподавать историю этого сложного и полного противоречий периода в мировом искусстве?
(Почему его сложно преподавать — это тема отдельно статьи. Тут и масса предрассудков, родившихся ещё в немецкой науке 18 века и живущих до сих пор. И шаблонное зрение, которое обостряется у лучших из нас, когда речь заходит о памятниках византийского искусства. И разрозненность самих памятников. Шутка ли — государства нет уже 5 с половиной веков, а культура жива, хотя и не всегда сохранна. Сейчас о том, почему же именно Византия)
Во-первых (и вот оно, торжество моего внутреннего эстета!), это искусство завораживающе красиво. Его богатый образный строй, уникальный культурный контекст, смелость и глубина обладают колоссальной силой воздействия – как эстетического, так и духовного.
Это высочайшее «богословие в красках» воздействует на души людей сегодня так же, как и на души подданных Византийской империи, не нуждаясь в переводе и комментариях, в отличие от богословия книжного.
Во-вторых, значение, которое это искусство имеет для нас сейчас, в XXI веке, трудно переоценить. Дело в том, что наша русская культура унаследовала вместе с религией и эстетическую систему восточного христианства (а через неё получила прививку античности). Без изучения истоков христианской культуры полноценное понимание нашей собственной культуры, нашей цивилизационной принадлежности вряд ли возможно.
А без осмысления искусства первых веков христианства, до разделения Римской империи на Западную и Восточную, неполноценно и понимание всего общеевропейского «культурного кода».
С 16 сентября мы с вами начинаем большой, ёмкий курс арт-бранчей в гибридном (очном с трансляцией онлайн) формате о Византийском искусстве. Присоединяйтесь! Путешествие обещает быть невероятно увлекательным и важным.
(Почему его сложно преподавать — это тема отдельно статьи. Тут и масса предрассудков, родившихся ещё в немецкой науке 18 века и живущих до сих пор. И шаблонное зрение, которое обостряется у лучших из нас, когда речь заходит о памятниках византийского искусства. И разрозненность самих памятников. Шутка ли — государства нет уже 5 с половиной веков, а культура жива, хотя и не всегда сохранна. Сейчас о том, почему же именно Византия)
Во-первых (и вот оно, торжество моего внутреннего эстета!), это искусство завораживающе красиво. Его богатый образный строй, уникальный культурный контекст, смелость и глубина обладают колоссальной силой воздействия – как эстетического, так и духовного.
Это высочайшее «богословие в красках» воздействует на души людей сегодня так же, как и на души подданных Византийской империи, не нуждаясь в переводе и комментариях, в отличие от богословия книжного.
Во-вторых, значение, которое это искусство имеет для нас сейчас, в XXI веке, трудно переоценить. Дело в том, что наша русская культура унаследовала вместе с религией и эстетическую систему восточного христианства (а через неё получила прививку античности). Без изучения истоков христианской культуры полноценное понимание нашей собственной культуры, нашей цивилизационной принадлежности вряд ли возможно.
А без осмысления искусства первых веков христианства, до разделения Римской империи на Западную и Восточную, неполноценно и понимание всего общеевропейского «культурного кода».
С 16 сентября мы с вами начинаем большой, ёмкий курс арт-бранчей в гибридном (очном с трансляцией онлайн) формате о Византийском искусстве. Присоединяйтесь! Путешествие обещает быть невероятно увлекательным и важным.