Арт-клуб WiseArt

Искусство исламского востока

Исключительный случай, когда объединяющим фактором для огромного пласта искусства разных направлений, школ, стран и регионов будет один общий фактор — религия. Необычайное разнообразие будет основано на единых эстетических принципах и имеет в основе общий художественный язык. Мы проследим его на самых разнообразных примерах: от Египта до Испании и от Ирана до Индонезии
Начало 10 сентября
9 занятий в гибридном формате
По вторникам
с 19:00 до 21:00
1 раз в 2 недели
Уютное место в центре Москвы
Феномен искусства, которое мы будем изучать на курсе – в его классификации. Это, пожалуй, исключительный случай, когда объединяющим фактором для огромного пласта искусства разных направлений, школ, стран и регионов будет один общий фактор — религия. Необычайное разнообразие будет основано на единых эстетических принципах и имеет в основе общий художественный язык, изучением которого мы и займемся. По традиции, там, где это будет уместно по времени, будем стараться хотя бы немного касаться искусства современного периода.
Программа
1
Язык исламского искусства: каллиграфия, мечеть, арабеска. Искусство арабского халифата: Омейяды и Аббасиды (VII — XIV вв.)
На первой лекции необходимо рассмотреть общие принципы оценки исламского искусства, словарь терминов, эстетические понятия и влияние религии, чтобы в дальнейшем «сверять» с нашим компасом все, о чем будем разговаривать, в какую бы страну мы не отправились. Для закрепления материала вторую часть лекции посвятим искусству молодого исламского мира, для которого география не была определяющим фактором.
2
Искусства Магриба и Мавританской Испании
На этой лекции обсудим «мавританский» или «испано-мавританский» стиль. Поговорим про искусство Северной Африки (Туниса, Марокко, Алжира), а также обратимся к Халифату на территории южной Испании, его влиянию на культуру всего региона, эпохе Реконкисты и последующему устойчивому присутствию «мавританского» элемента в испанском и португальском искусстве.
3
Искусство мусульманского Египта
Египетские земли стали частью арабского мира еще на заре ислама, в 639 году, и с тех пор искусство региона стало приобретать неповторимое своеобразие во всех областях, от архитектуры до миниатюры. Изделия египетских мастерских (золото, стекло, металл и ткани) на протяжении веков становились ценнейшими трофеями придворных коллекций Европы и Востока. На лекции поговорим о сменяющихся династиях мусульманского Египта, каждая из которых привносила в художественную жизнь страны неповторимое своеобразие, и постараемся найти отличительные особенности египетского мусульманского искусства.
4
Искусство Средней Азии и Ирана до XV века: местные династии, кочевники и великие завоеватели (сельджуки, монголы, Тимуриды)
Включение персидских земель в круг исламской истории привело ко взаимному обогащению культур. Лекция будет посвящена неспокойному времени IX — XV веков, когда в регионе образовывались сменяющие друг друга государства Саманидов, Сельджукидов, Ильханов, а завершилась эпоха великолепием Тимуридской империи. Именно на это время пришлось формирование узнаваемого облика персидской архитектуры, сложился праздничный стиль персидской миниатюры, персидские ремесленники прославились созданием многоцветной керамики и затейливых изделий из металла.
5
Иранское искусство XVII — XX веков: от Сефевидов до Исламской Республики
Сефевидская эпоха по-прежнему считается своеобразным «эталоном», когда речь заходит о персидском искусстве. Огромные полихромные архитектурные комплексы, роскошные миниатюры и знаменитые художники и каллиграфы, лицевые ткани и затейливые ковры прославили Персию не только на Востоке, но и в Европе. Неспокойный XVIII век принес стране разруху и неурядицы, но он же стал отправной точкой для создания нового искусства. Яркий, живой и непосредственный каджарский стиль стал отражением происходящих в стране изменений. Движение к реализму, начавшееся в каджарскую эпоху, сменилось уходом в сторону модернизма в искусстве середины XX века, а затем претерпело ряд изменений, связанных с непростой историей страны второй половины XX столетия.
6
Индийский ислам: Делийский султанат, Моголы, местные династии и мир навабов.
Поговорим про особенности искусства Индийского ислама: малоизвестные памятники XIII — XIV веков, роскошное столичное искусство Великих Моголов XVI — XIX веков, а также обратимся к региональным султанатам, искусство которых подчас настолько неожиданно, самобытно, произрастает из местных противоречий и особенностей, что в нем сложно опознать как индийское, так и мусульманское. Яркая миниатюра Декана, деревянные мечети Кашмира, огромные траурные комплексы навабов Лакхнау поражают воображение и заставляют усомниться, что все они располагаются на одной земле.
7
Искусство Сельджуков Рума, Османская империя и турецкое искусство Нового времени
В Турцию часто едут за античными памятниками или османскими мечетями, а обширное наследие султаната Сельджуков Рума (1077 — 1307) чаще всего остается малоизвестным. Тем не менее, в Анатолии с приходом сельджуков сложился свой особый стиль, в архитектуре, ковроделии, керамическом производстве, строящийся на синтезе богатого византийского наследия и тенденций и вкусов новых заказчиков. Это искусство самобытно, сурово, но при этом невероятно красиво. Возможно, нам даже удастся развенчать несколько мифов об османском искусстве — но одновременно насладиться и его лучшими образцами, а также захватить искусство переходной эпохи, времени радикальных перемен, а также тенденции современности.
8
Исламское искусство на территории России: региональные особенности, история, современность
В состав Российской Федерации входят регионы с преобладающим мусульманским населением и часто — многовековыми художественными традициями. Посмотрим на искусство Поволжья, Татарстана, Урала, а также на культурное своеобразие Чечни, Осетии, Ингушетии и Крыма. Постараемся затронуть как исторические памятники, так и современный подход к развитию искусства.
9
Исламское искусство в неожиданных регионах: в Индонезии, в Китае — в Синцзяне, в Мали и других странах центральной и Южной Африки.

Полина Коротчикова, преподаватель

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного музея Востока, хранитель. Старший научный сектора искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания. Доцент МГАХИ им В.И. Сурикова

Стоимость курса

Выберите наиболее комфортный для Вас тариф на наш курс
Разовое занятие
2 500 руб.
  • Одно занятие
  • Стоимость 2 500 руб. за занятие
  • Вы можете забронировать себе место в группе, оплатив первое занятие, и до дня второй лекции у Вас будет возможность доплатить 16850 за абонемент (2500 будут засчитаны в стоимость абонемента).
Записаться
Абонемент
19 350 руб.
  • 6 занятий в гибридном формате
  • Стоимость 2150 руб. за занятие
Записаться
Абонемент в рассрочку
9675 + 9675 руб.
  • 9675 руб. до 1 занятия и 9675 руб. до 3 занятия
  • 9 занятий в гибридном формате
  • Стоимость 2150 руб. за занятие
Записаться