Вы слышали об открытии иконы?⠀ ⠀ Я в своё время с удивлением обнаружила, что даже искусствоведы, которые занимаются, например, современным искусством, не слышали, что долгие века древнерусские иконы выглядели совсем не так, как мы их видим сегодня. А ведь для понимания искусства 20 века этот факт может добавить очень многое. Поэтому рассказываю.⠀ ⠀ Домонгольские шедевры 11 — 12 веков, иконы Андрея Рублёва и Феофана Грека для лучшей сохранности сразу после написания покрывались слоем олифы, которая предохраняла краски, делала их ярче и отчётливее. Но! В течение нескольких десятилетий олифа темнела настолько, что изображение под ней становилось совершенно невидимым. Через 70 — 100 лет иконы превращались в такие «чёрные квадраты» и прямоугольники⤵️
Снять олифу и расчистить первоначальную живопись было, во-первых, делом очень сложным и затратным. Во-вторых, само понятия ценности старого искусства появилось с эпохой романтизма в 30-е годы 19 века. До этого почиталась историческая значимость места или вещи, намоленность, чудотворная сила иконографического типа. Сделать список с чтимой иконы значило повторить её иконографию. Но сам образный строй, живопись, художественный язык прошлых эпох, которым рассказана уникальная история умозрения и общения с Богом, мог быть спокойно изменён (привет тем, кто утверждает, что древнерусское искусство было зажато каноном и не менялось👋🏻)⠀ ⠀ Понятия реставрации не существовало, потемневшие иконы «поновляли», то есть прописывали заново по слою закопченой олифы в модной в это время манере. Иногда несколько раз за столетие.⠀ ⠀ Неудивительно поэтому, что до конца 19 века началом русского искусства считалась эпоха Петра I. Только старообрядцы хранили старые доски, где под золотыми окладами виднелись часто одни тёмные силуэты.⠀ ⠀ Интерес к исследованию икон возник благодаря Московскому Археологическому обществу, сформировавшемуся вокруг графа Алексея Сергеевича Уварова и его жены Прасковьи Сергеевны. Постепенно иконы стали предметом изучения и коллекционирования. (Вспомним коллекции П. М. Третьякова и И. С. Остроухова).
А зародившаяся научная реставрация позволила увидеть под слоями блёклых записей подлинное сияние цветов и смелость форм.⠀ ⠀ Для молодых художников показы заново открытых русских икон стали потрясением и источником новой, яркой и сильной образности. И одним из движущих сил зарождавшегося русского авангарда. И не только русского!⠀
После посещения такой выставки в 1911 году Анри Матисс поделился восхищением: «Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют. Италия в этой области дает меньше».⠀
О том, что же это за феноменальное явление, впечатлившее Матисса и русских художников, перевернувшее представление о европейском Средневековье и картине мирового искусства вообще, мы с Вами поговорим на курсе по древнерусскому искусству.⠀ ⠀ Напомню, старт 12 октября.